Роль музыкального руководителя в проведения образовательного процесса в доме ребенка
Ранний возраст- период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. С первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Но иногда бывает так, что наши воспитанники были лишены всего этого в силу сложившихся обстоятельств. И тогда является важным наверстать все упущенное. Поэтому задачей музыкального руководителя в доме ребенка является не только непосредственная деятельность с детьми более старшего возраста, но и организация работы педагогов в течении дня по развитию музыкальных способностей у младенцев. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Поэтому важно не упустить эти моменты, и приложить все усилия к тому, что бы каждый ребенок, попав в наш «домик» получил все то, что ему не дали родители.
Музыкальный руководитель строит свою работу, опираясь на возраст детей, их индивидуальные особенности психического и физического развития.
Поэтому с детьми до года занятия происходят ситуативно, музыкальный руководитель рекомендует воспитателям наблюдая за самочувствием ребенка в течение дня и выбрав наиболее подходящий момент, проводить с ребенком следующие действия :
— слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует делать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжается слушание еще 20-30 секунд, в целом за одно занятие можно прослушать музыку 2-3 минуты.
— для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, можно спеть одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Поется песня без текста «на ля-ля». После паузы песню можно повторить или спеть «Да-да-да, я пою».
— Русская народная мелодия «Где ты заинька?» 1часть песни исполняется без слов на «ля-ля». 2 раза 2 часть (2 раза) Да-да-да, я пою Тане (Вове) песенку мою. Да-да-да! (ласковым говорком).
— петь малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д.
На втором и третьем году жизни дети занимаются с музыкальным руководителем не только в групповой комнате, но и выходят в музыкальный зал. Они уже могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки. В этом возрасте нужно не только слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки, но и следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано подпевает взрослому. Следовательно, музыка предоставляет богатые возможности для общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними. В раннем возрасте происходит возникновение всех видов музыкальной деятельности, где они слитны в единый комплекс, движение вытекает из слушания, пение из движения.
Роль музыкального руководителя в проведения образовательного процесса в доме ребенкаочень важна и оказывает на детей воспитательное, обучающее, развивающее воздействие. Под влиянием музыки устанавливается гармония во взаимодействии функций физических и психических. Дети часто выполняют задания всем коллективом. Это требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувство ответственности, товарищества. У детей развивается память, внимание.
Меня зовут Лапшенкова Татьяна Николаевна, музыкальный работник.
Мое педагогическое кредо — дарить детям радость от общения с музыкой.
Считаю, что музыкальный руководитель — это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби — единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
Методические рекомендации музыкального руководителя Лапшенковой Т.Н.
Рекомендации для родителей «В мире звуков»
Роль педагога-психолога и учителя-дефектолога в проведения образовательного процесса в доме ребенка
Основная деятельность работы педагога-психолога и учителя-дефектолога в доме ребенка направленна на детей раннего возраста с различными нарушениями в развитии и представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и педагогам, администрации в форме рекомендаций.
В качестве основных организационных принципов их работы следует выделить следующие:
1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Поражения центральной нервной системы приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе педагога-психолога и учителя-дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния.
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности детей раннего возраста, на материале, соответствующем требованиям нашей образовательной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанником, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.
4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, воспитателя, врача) выявляются воспитанники, нуждающиеся в помощи специалистов.
5) Организация динамического наблюдения за развитием воспитанника, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития.
6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.
Организация и участие в работе ПМПк:
— организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, клинического, педагогического обследования, выявления уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально — личностной зрелости воспитанников;
— выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогу, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в организации образовательного и воспитательного процесса;
— проектирование оптимальных для развития воспитанника индивидуальных программ сопровождения, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению, а также отслеживание динамических показателей ребенка;
— профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Содержание деятельности учителя-дефектолога:
– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение трудностей ребенка;
– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Различия между процессами ними существуют в целях, педагогических приемах и результатах обучения.
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков любого вида деятельность;
Методические рекомендации учителя-дефктолога Реутовой О.И. Сенсорная комната из опыта применения
Призентация эссе учителя-дефектолога Реутовой О.И.
Учитель-дефектолог О.И.Реутова Комплекс упражнений для детей с тяжелой двигательной патологией
Учитель-дефектолог Ерохина В.В. Дети в синдромом Дауна
Учитель-дефектолог Ерохина В.В. Рекомендации родителям по ЗОЖ детей
Учитель-дефектолог Желтикова О.Я. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) У ДЕТЕЙ
Методические рекомендации Сальниковой Е.А. Рекомендации родителям
Методические рекомендации Сальниковой Е.А. Анкета для родителей неговорящих детей
Методические рекомендации Сальниковой Е.А. Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя
учитель-дефектолог Трошина Э.И. Реабилитация детей в доме ребенка
Учитель-дефектолог Гвоздинская Ю.В. Игры. Развитие речи
Учитель-дефектолог Гвоздинская Ю.В. Песочная терапия
Учитель-дефектолог Гвоздинская Ю.В. Мастер-класс для воспитателей
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук