Электронная запись к врачу на doctor71.ru. Записаться

Методические рекомендации воспитателей

Роль воспитателя в проведения образовательного процесса в доме ребенка

Роль воспитателя в доме ребенка очень важна, она несет не только образовательную функцию, но и функцию близкого взрослого, который не только учит, но и выполняет все обязанности «родителя», кормит, ухаживает в повседневной жизни, выполняет все бытовые процессы, взаимодействуя с ребенком, поэтому педагог в разновозрастной группе должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
  2. Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
  3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает, чувствовать, что беспокоит ребенка, отзываться на его беспокойствие, проявляемые в плаче или беспокойных движениях. Эти требования необходимы для каждого педагога, и особенно применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к.

в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном  плане выходит на первый план.

  1. В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей, например, при поступлении ребенка в группу с проблемой адаптации к новым условиям. Некоторые дети с большим трудом переживают смену обстановки: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе.
  2. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. Необходимость индивидуального подхода очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
  3. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. раннего возраста не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
  4. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
  5. Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.

Она должна быть:

— по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;

-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

— правильной, отчетливой, неспешной, понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе.

Заметка воспитателя Черновой О.Н. «Материнская депривация у детей воспитывающихся в условиях дома ребенка»

Методические рекомендации воспитателя высшей категории Винокуроой Ю.А. Требования к игрушке

Методические рекомендации воспитателя высшей категории Кутеповой Л.Б. «Откуда берется агрессия»

Методические рекомендации воспитателя Анохиной Н.Н. «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»

Официальный сайт